«Живая легенда французской литературы» — к 135-летию со дня рождения Андре Моруа (1885-1967)

«Художник обязан сделать понятным столь непонятный реальный мир.

Читатели ищут в книгах высокие духовные ценности и новые силы.

Наша обязанность – помочь читателю увидеть

в каждом человеке ЧЕЛОВЕКА».

Андре Моруа

Андре Моруа (настоящее имя – Эмиль Эрзог) считается одним из основателей жанра литературной биографии.  Автор книг по истории, работ по литературоведению и искусствознанию, воспоминаний, фантастических рассказов, стихотворений, сборника афоризмов, очерков и путевых заметок. Помимо художественных биографий Вольтера, Диккенса, Тургенева, Байрона, он написал три книги, посвященные французским романтикам: «Лелия, или Жизнь Жорж Санд» (1952), «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго» (1954), «Три Дюма» (1957), которые вместе с вышедшим ранее «Шатобрианом» составили тетралогию о судьбе романтизма во Франции в XVIII–XIX вв.  Андре Моруа выпустил сборники литературных портретов французских писателей : «От Пруста до Камю» (1963), «От Лабрюйера до Пруста» (1964), «От Андре Жида до Сартра» (1965), «От Арагона до Монтерлана» (1967).

Писатель всегда утверждал, что в своих биографических работах он опирается только на факты, документ становится у него необходимой частью книги. В основу его произведений ложится не сырой жизненный материал, а отобранный, художественно преображенный, пропущенный через стиль писателя. Не менее известны психологические романы Моруа: «Бернар Кенэ» (1926), «Превратности любви» (1928), «Семейный круг» (1932), книга-эссе «Письма незнакомке» (1953). Многие произведения писателя переведены на русский язык.

10 цитат из книг Андре Моруа:

Жениться следует на той и книги те купить, с которыми тебе всю жизнь хотелось бы прожить. «Письма незнакомке»

Леность ума до такой степени свойственна большинству людей, что они всегда готовы принять суждение, вынесенное каким-либо авторитетом. «Фиалки по средам»

Ничто так не формирует вкус и верность суждений, как привычка выписывать понравившийся отрывок или отмечать глубокую мысль. Нужно дать себе слово ничего не пропускать при чтении писателей, которых по-настоящему ценишь. «Письма незнакомке»

Обыкновенному человеку пятидесяти лет едва хватает на то, чтобы понять одну-единственную женщину — свою собственную жену. «Письма незнакомке»

В человеке, который нам по-настоящему дорог, нам дорого все — даже его недостатки. Без них он не был бы самим собой, а значит, не имел бы тех качеств, которые привязывают вас к нему. «Письма незнакомке»

Существует два разных подхода к людям. Первый состоит в том, чтобы взирать на них критическим оком — возможно, это справедливо, но сурово, это подход равнодушных. Другой соткан из нежности и юмора; при этом можно видеть все изъяны и недостатки, но смотреть на них с улыбкой, а исправлять мягко и с шуткой на устах. Это подход любящих. «Письма незнакомке»

Да, если мы хотим, чтобы нас любили, нужно говорить с другими не о том, что занимает нас, а о том, что занимает их. А что занимает их? Они же сами. Мы никогда не наскучим женщине, коль станем говорить с нею о ее нраве и красоте, коль будем расспрашивать ее о детстве, о вкусах, о том, что ее печалит. Вы также никогда не наскучите мужчине, если попросите его рассказывать о себе самом. Сколько женщин снискали себе славу искусных слушательниц! Впрочем, и слушать-то нет нужды, достаточно лишь делать вид, будто слушаешь. «Письма незнакомке»

Человек соткан из противоречий. То прилив, то отлив. «Письма незнакомке»

Счастье не во внешних событиях. Оно в сердцах тех, кого они затрагивают. Счастье — состояние души. «Письма незнакомке»

На свете всегда будет существовать романтика для того, кто ее достоин. «Фиалки по средам».